Preview

Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики

Расширенный поиск

Подходы к исследованию синдрома эмоционального выгорания в профессионально-педагогической деятельности преподавателей вуза

Аннотация

В статье изложены подходы к изучению психологических особенностей эмоционального выгорания в профессионально-педагогической деятельности преподавателей вуза. Автор анализирует различные модели понимания профессионального стресса, применяемые российскими и зарубежными исследователями; факторы, от которых зависит развитие синдрома выгорания в педагогической среде, что позволит в дальнейшем сформировать достаточно эффективную систему психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания в профессионально-педагогической деятельности преподавателей вуза.

Об авторе

М. Г. Федюковская
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия


Список литературы

1. Коломок О. И., Гурджиян С. С. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя вуза: сущность и критерии оценивания // Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 6. С. 160-162

2. Селье Г. Стресс без дистресса: пер. с англ. / общ. ред. Е. М. Крепса. М.: Прогресс, 1979. 124 с

3. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2008. 256 с

4. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с

5. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 2005. 205 с

6. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 336 с

7. Леонова А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. № 2. С. 75-85

8. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, 2000. 352 с

9. Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с

10. Кокс Т., Маккей К. Трансактный подход к изучению производственного стресса // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: хрестоматия / под ред. А. Б. Леоновой, О. Н. Чернышевой. М.: Радикс, 1995. С. 205-224

11. Karasek R., Theorell T. Healthy Work, Stress, Productivity, and the Reconstruction of the Working life. New York: Basic Books, 1992. 381 p

12. Alghaswyneh S. A. I. Teacher Stress Among Tawjihi Teachers in Jordan and Their Adopted Coping Strategies to Reduce Stress // Doctoral Thesis, University of Huddersfield, 2012. 347 p

13. Forcina L. C. Social Emotional Competence and Teacher Stress // Electronic Theses & Dissertations. 2012. URL: http://digitalcommons.georgiasouthern.edu/etd/798 (дата обращения: 05.11.2019)

14. Kyriacou C. Teacher stress and burnout: Future research // Educational Review. 2001. No. 53(1). P. 27-36

15. Richards J. Teacher Stress and Coping Strategies: A National Snapshot // The Educational Forum. 2012. Vol. 76. No. 3. P. 299-316

16. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 304 с

17. Лисняк М. А., Горбач Н. А. Профессиональная деформация личности как фактор, влияющий на здоровье вузовских педагогов // Медицина в Кузбассе. 2013. № 1. С. 59-63

18. Gillespie N., Walsh M., Winefield A., Dua J., Stough C. Occupational Stress in Universities: Staff Perceptions of the Causes, Consequences and Moderators of Stress. Work & Stress. 2001. Vol. 15. No. 1. DOI: 10.1080/02678370117944

19. Сыманюк Э. Э., Девятовская И. В. Профессиональные деструкции и способы их профилактики // Народное образование. 2010. № 6. С. 123-129

20. Митина Л. М., Галина З. Н. Психологические условия и факторы совершенствования высшего профессионального образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 5. С. 202-212

21. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с


Рецензия

Для цитирования:


Федюковская М.Г. Подходы к исследованию синдрома эмоционального выгорания в профессионально-педагогической деятельности преподавателей вуза. Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2019;(4):60-68.

For citation:


Fedyukovskaya M.G. Approaches to Researching the Syndrome of Emotional Burning Out in University Teachers’ Professional Pedagogical Activity. Uchenye zapiski St. Petersburg University of Management Technologies and Economics. 2019;(4):60-68. (In Russ.)

Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8106 (Print)