

Методология формирования функциональной грамотности на уроках английского языка с помощью педагогических опор
https://doi.org/10.35854/2541-8106-2022-4-275-288
Аннотация
Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам методологии формирования функциональной грамотности на уроках английского языка. Для решения этой проблемы предлагается обзор таких учебных инструментов, как педагогические опоры. Описаны особенности практического применения различных опор для формирования элементов функциональной грамотности. Представлены компетенции, которые необходимо совершенствовать будущим педагогам в рамках собственного обучения и самообразования. Охарактеризована связь функциональной грамотности с базовыми навыками будущих специалистов в XXI веке. Предложено их развитие в рамках технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL).
Об авторе
Е. М. ЗоринаРоссия
Елена Михайловна Зорина — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (с изм. и доп.): приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения РФ от 6 мая 2019 г. № 590/219 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ. URL: https://legalacts.ru/doc/prikazrosobrnadzora-n-590-minprosveshchenija-rossii-n-219-ot/ (дата обращения: 27.10.2022).
2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента от 7 мая 2018 г. № 204 // Администрация Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 25.10.2022).
3. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалов / под ред. А. А. Леонтьева. М.: ИД Российской академии образования: Баласс, 2003. 367 с.
4. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
5. Сметанникова Н. Н. Чтение и грамотность в современном мире // Вестник культуры и искусств. 2010. № 3 (23). С. 13–19.
6. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. New York: Currency Books, 2017. 192 p.
7. The future of jobs report 2020 // World Economic Forum. 2020. 20 October. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf (дата обращения: 25.10.2022).
8. Smith U. English as a Lingua Franca in Higher Education: A Longitudinal Study of Classroom Discourse. Berlin: De Gruyter Published, 2010. 150 p.
9. Marsh D. Content and Language Integrated Learning: The European Dimension — Actions, Trends and Foresight Potential // DG Education & Culture, European Commission, 2002. P. 1–15.
10. Faure E. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow. Paris: UNESCO, 1972. 313 p.
11. Зорина Е. М. Организация образовательного процесса в вузе на основе использования педагогических опор в условиях цифровизации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2021. 24 с.
12. Зорина Е. М. Магия методики. Преподавание с помощью Таблицы педагогических опор. СПб.: Реноме, 2019. 488 с.
13. Balanca D. The Cooperative Think Tank. Corwin, 1992. 134 p.
14. Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях. Проект № 27.7948.2017/БЧ // Институт стратегии развития образования Российской академии образования. URL: www.instrao.ru/index.php/content-page/271-didakticheskoc-soprovozhdenie-fonTiirovaniya-funkcionalnovgramotnosti-shkolnikov-v-sovrcmcnnvh-uslovivah (дата обращения: 25.10.2022)
15. Викентьева И. Ода синквейну // Перемена. 2002. № 3. С. 14–18.
Рецензия
Для цитирования:
Зорина Е.М. Методология формирования функциональной грамотности на уроках английского языка с помощью педагогических опор. Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2022;(4):275-288. https://doi.org/10.35854/2541-8106-2022-4-275-288
For citation:
Zorina E.M. Methodology for the formation of functional literacy in English lessons with the help of pedagogical cues. Uchenye zapiski St. Petersburg University of Management Technologies and Economics. 2022;(4):275-288. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2541-8106-2022-4-275-288