Образовательная среда вуза в условиях цифровой трансформации
https://doi.org/10.35854/2541-8106-2022-2-128-134
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы влияния процесса цифровой трансформации на образовательную среду вуза. Представлена палитра цифровых технологий и образовательных решений в условиях цифровой трансформации. Приведены конкретные примеры цифровых решений и инструментов, активно использующихся в современной педагогической практике, для осуществления пересмотра и актуализации основных профессиональных образовательных программ. Поднят вопрос о возможном влиянии цифровизации на психологическую безопасность образовательной среды, с учетом ее влияния на когнитивную, эмоциональную и психологическую сферу учебного процесса. Отражены положительные и отрицательные аспекты влияния цифровых образовательных продуктов на учебную деятельность студентов.
Об авторах
И. А. КарповичРоссия
Ирина Александровна Карпович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, SPIN: 4861-8777, Author ID: 612188, Researcher ID: AAC-5707-2019, Scopus ID: 57210412428
Е. А. Моргун
Россия
Елена Анатольевна Моргун — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков
Список литературы
1. Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: приказ Минэкономразвития России от 24 января 2020 г. № 41 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344498/ (дата обращения: 20.04.2022).
2. Жирякова А. В. Гибкая педагогика как условие развития современного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25377 (дата обращения: 20.04.2022).
3. Словарь-справочник по корпоративному обучению // СберУниверситет — Корпоративный университет Сбербанка. URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/glossary/ (дата обращения: 20.04.2022).
4. Карпович И. А. Электронная информационно-образовательная среда вуза как средство педагогической поддержки студентов-первокурсников в период адаптации к обучению в вузе // Неделя науки СПбПУ: материалы науч. конф. с междунар. участием, Санкт-Петербург, 18–23 ноября 2019 г. В 3 ч. / отв. ред.: А. В. Рубцова, М. С. Коган. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, 2020. С. 147−149.
5. Буракова Д. А. Перспективы применения технологии смешанного обучения в преподавании иностранного языка в техническом вузе // Профессиональное лингвообразование: материалы четырнадцатой междунар. науч.-практ. конф., 18 сентября 2020 г. Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2020. С. 140–146.
6. Шередекина О. А., Михайлова О. Ю., Пятницкий А. Н. Особенности цифровизации образования: направления, возможности // Региональная информатика и информационная безопасность: сборник трудов ХII Санкт-Петерб. межрегион. конф. СПб., 2021. С. 242–244.
7. Багрова Е. Ю., Осипова Е. С. Приложения Microsoft Teams в обучении иностранному языку // Шатиловские чтения. Перспективы развития парадигмы иноязычного образования. СПб., 2021. С. 431–438.
8. Карпович И. А., Воронова Л. С. Обучение иностранному языку студентов-первокурсников: методические особенности проведения занятий по разговорной практике // Профессиональное лингвообразование: материалы пятнадцатой междунар. науч.-практ. конф., Нижний Новгород, 24 сентября 2021 г. Нижний Новгород: Нижегородский институт управления — филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2021. С. 208–214.
9. Карпович И. А., Борщенко Г. М. Анализ влияния дистанционного формата обучения на психологический климат в академических группах // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электрон. науч. журнал. 2022. № 2. С. 3039.
10. Землинская Т. Е., Ферсман Н. Г. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4 (255). С. 153–160.
11. Карпович И. А., Королева Ю. В. Метакогнитивные стратегии как фактор академической успеваемости студентов при дистанционном обучении иностранному языку в вузе // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2020. № 4 (72). С. 13–22.
12. Крылова Е. А., Сазонова А. В. Учет индивидуальных психологических особенностей студентов для повышения эффективности запоминания лексики на иностранном языке в условиях дистанционного обучения // Вопросы педагогики. 2021. № 1. С. 154–157.
13. Борщенко Г. М., Хлыстенко В.В. Сравнительная характеристика положительных и отрицательных аспектов проведения экзаменационной сессии в дистанционном формате с точки зрения студентов и преподавателей // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электрон. науч. журнал. 2022. № 4 (апрель). ART 3059. URL: http://emissia.org/offline/2022/3059.htm (дата обращения: 20.04.2022).
14. Медведева О. Д. Технологическая модель мониторинга развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов многопрофильного вуза в дистанционном формате обучения // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электрон. науч. журнал. 2020. № 4 (апрель). URL: http://emissia.org/offline/2020/2846.htm (дата обращения: 20.04.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Карпович И.А., Моргун Е.А. Образовательная среда вуза в условиях цифровой трансформации. Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2022;(2):128-134. https://doi.org/10.35854/2541-8106-2022-2-128-134
For citation:
Karpovich I.A., Morgun E.А. Transition to the digital educational environment at university. Uchenye zapiski St. Petersburg University of Management Technologies and Economics. 2022;(2):128-134. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2541-8106-2022-2-128-134