

Стрессоустойчивость, копинг-стратегии и управление изменениями в ситуациях неопределенности
https://doi.org/10.35854/2541-8106-2022-3-245-254
Аннотация
Статья посвящена исследованию понятия «стрессоустойчивость». Показано, что психологический стресс и стремление справиться с ним формирует осознанные стратегии поведения. Проанализированы научные взгляды относительно копинг-стратегий. Выявлена приоритетная позиция в отношении когнитивного подхода к развитию стрессоустойчивости. Сделан вывод о том, что повышение стрессоустойчивости находится в плоскости расширения личного репертуара взаимодействий, умений, стратегий и моделей управления изменениями. Предложены когнитивные модели, способствующие снижению неопределенности и преобразованию текущей ситуации.
Ключевые слова
Об авторах
Е. А. КарповаРоссия
Елена Алексеевна Карпова — кандидат психологических наук, доцент, преподаватель Института международного развития и партнерства
Санкт-Петербург
Т. И. Дрынкина
Россия
Татьяна Ивановна Дрынкина — кандидат психологических наук, доцент кафедры общей педагогики
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Jamais Cascio. Facing the Age of Chaos // Medium.com. 2020. Apr 29. URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b1f51d (дата обращения: 20.03.2022).
2. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический Проект, 2009. 943 с.
3. Maddi S. Early Antecedents of Hardiness // Consulting Psychology Journal. Spring. 1999. Vol. 51. No. 2. Р. 106–117.
4. Bartone P. T., Kelly D. R., Matthews M. D. Psychological hardiness predicts adaptability in military leaders: A prospective study // International Journal of Selection and Assessment. 2013. Vol. 21. No. 2. P. 200–210. DOI: 10.1111/ijsa.12029
5. Воронина М. Ф., Карпова Е. А. Ресурсные факторы жизнестойкости // Социология и право. 2013. № 3 (20). С. 5–11.
6. Lazarus R. S. Coping theory and research: Past, present and future // Psychosomatic Medicine. 1993. Vol. 55. P. 234–247.
7. Compas В. Е. An agenda for coping research and theory: basic and applied developmental issues // International Journal of Behavioral Development. 1998. Vol. 22. No. 2. P. 231–237.
8. Moss R. H., Schaefer J. A. Life transitions and crises // Coping with life crises: An integrative approach. New York: Plenum Press, 1986. P. 3–28.
9. Frydenberg E. Coping сompetencies // Theory into Practice. 2004. Vol. 43. No. 1. P. 14–22.
10. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования: электр. науч. журнал. 2011. № 3. Вып. 17. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/493-rasskazova- gordeeva17.html (дата обращения: 20.03.2022).
11. Дрынкина Т. И. Когнитивная сложность как фактор формирования эмоциональной культуры // Гуманитарные науки и вызовы нашего времени: сборник науч. ст. по итогам II Всерос. науч. конф. с междунар. участием. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. С. 184–186.
12. Hobfoll S. Conservation of resources theory: its implication for stress, health, and resilience // The Oxford handbook of stress, health, and coping / ed. S. Folkman. New York: Oxford University Press, 2011. P. 10–15.
13. Bishop P., Hines A. Teaching About the Future. Publisher: Palgrave Macmillan, 2012. 323 р.
14. Карпова Е. А. Психологическая инкапсуляция: сложные — простые решения в формате сторителлинга // Актуальные вопросы изучения травматического стресса и психотравмы в социальной и образовательной среде: сборник науч. тр. СПб.: София, 2020. С. 66–73.
15. Бродский И. С видом на море // Сочинения Иосифа Бродского: в 4 т. Т. 2 / cост. и подгот. Г. Ф. Комаров. СПб.: Пушкинский фонд. Третья волна, 1992. 479 с.
16. Дрынкина Т. И. Когнитивные аспекты динамики конфликта // Конфликтология. 2012. № 2. С. 7–17.
17. Тоффлер Э. Шок будущего / пер. с англ. М.: ACT, 2002. 557 с.
18. Карпова Е. А., Кукулите Т. Г. Когнитивные аспекты интерактивных методов обучения // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2016. № 3 (55). С. 25–30.
19. Dewey J. How We Think: A restatement of the relation of reflective thinking to the educative process. Boston: D. C. Heath and Co Publishers, 1933. 320 p.
20. Gibbs G. Learning by Doing: A Guide to Teaching and Learning Methods. Oxford: Oxford Brooks University, 1998. 134 p.
21. Stavros J. M., Hinrichs G. Learning to SOAR: Creating Strategy that Inspires Innovation and Engagement. USA: Published by Thin Book Publishing, 2021. 72 p.
Рецензия
Для цитирования:
Карпова Е.А., Дрынкина Т.И. Стрессоустойчивость, копинг-стратегии и управление изменениями в ситуациях неопределенности. Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2022;(3):245-254. https://doi.org/10.35854/2541-8106-2022-3-245-254
For citation:
Karpova E.A., Drynkina T.I. Stress resistance, coping strategies and managing change under uncertainty. Uchenye zapiski St. Petersburg University of Management Technologies and Economics. 2022;(3):245-254. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2541-8106-2022-3-245-254